Классический форум-трекер
canvas not supported
Нас вместе: 4 252 571

Феномен забытых технологий: почему VHS пережил лазерные диски


Страницы:   Пред.  1, 2, 3, 4  След. 
 
RSS
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Поговорим -> Дискуссионный клуб
Автор Сообщение
Maximus ®
Вольный стрелок
Uploader 100+
Стаж: 18 лет 6 мес.
Сообщений: 5677
Ratio: 25.234
Поблагодарили: 13352
100%
nnm-club.gif
      Если вы знаете, что такое «перемотать кассету», то, скорее всего, вам уже за 30. Вы помните свадебные видео, на которых лица гостей — это пиксельная абстракция, у вас была пиратская копия «Крепкого орешка», а если лента кассеты рвалась, вы склеивали ее лаком для ногтей или скотчем. Потом появились лазерные диски, которые обещали кристальное качество. Но они не отняли у VHS главного — этот «дедовский» формат даже не пытался быть идеальным. Он был понятным, как инструкция на обратной стороне кассеты: «вставь, нажми, смотри». Дамы и господа, берегите ваши олдскулы — мы отправляемся в прошлое на поиски секрета популярности VHS.



      Исторический контекст

      Давайте погрузимся в эру ламповости и аналогового тепла, где битвы форматов решались не только пикселями, но и социальными кодами. Конец 1970-х стал эпохальным моментом для домашнего видео: JVC выкатила VHS как «народный магнитофон» для масс, тогда как MCA и Philips представили LaserDisc — цифровой продукт для избранных, где каждый кадр кричал о превосходстве над эфирной помехой. Но технология — лишь полдела.

      VHS: синоним эпохи видеобума

      Так что же там про «народный магнитофон»? В 1976 году произошла битва двух якодзун. Или йокодзун? Как правильно? Напишите в комментариях. Sony продвигала Betamax, а JVC представила миру тот самый VHS — это был девайс HR-3300 с кассетами на полудюймовой ленте и наклонно-строчной записью.

      VHS уступал Betamax в четкости, но взял верх благодаря практичности: два часа записи против одного у Sony, дешевые носители и толерантность к «кривым рукам». К 1980-м Betamax отступил в нишу профессионального Betacam, а VHS стал синонимом домашнего видео.


      JVC HR-3300

      Первые кассеты были роскошью. К концу 80-х начался бум видеопрокатов и пиратства. «Официалы» конкурировали с копиями, записанными в гаражах. Качество последних оставляло желать лучшего, но цена лицензионных версий била по карману потребителя.

      В СССР «Электроника-ВМ-12» (1984) стала дверью в мир западного кино, несмотря на ценник.


      «Электроника-ВМ-12».

      За видеозалами приглядывали парткомы, а посмотреть американское кино хотелось всем. Так пышным цветом расцвели пиратские «кинотеатры» в квартирах. К 90-м рынок наводнили «видаки» из-за границы — от Funai до Panasonic. А с ними — и кассеты с дубляжами от Михалева.


      Видеосалон времен СССР.

      VHS царил до 2000-х, пока DVD не смел его с полок. Последний фильм на ленте — «Оправданная жестокость» (2005), последний магнитофон Funai с конвейера — в 2016-м. Но наследие VHS живет: в «снежном» шипении пиратских копий, в склеенных лаком лентах и в памяти о временах, когда кино можно было потрогать.

      LaserDisc: аристократ из мира видеотехнологий

      15 декабря 1978 года в Атланте стартовали продажи первого лазерного диска — MCA DiscoVision с фильмом «Челюсти». Это был громкий дебют: 12-дюймовые диски, лазерная точность считывания, аналоговое видео без сжатия. Формат обещал революцию — стоп-кадр, стереозвук, отсутствие помех при перемотке. Но технологии 1970-х не поспевали за амбициями. Первые проигрыватели грешили сбоями: половина дисков страдала от «лазерной дрожи», а плееры зависали на динамичных сценах. В 1981 году MCA и Philips разорвали партнерство, а формат перешел к Pioneer, который переименовал его в LaserDisc и начал долгую борьбу за выживание.


      Проигрыватель Pioneer VP-1000

      Инженеры бились над главной проблемой — емкостью. Без цифрового сжатия видео требовало сложных решений. Режим CAV, появившийся в 1978-м, работал как грампластинка: один оборот — один кадр. Это давало всего 30 минут записи на сторону, но позволяло ставить паузы, перескакивать к нужному кадру и замедлять воспроизведение.

      В 1980 году появился CLV — аналог компакт-дисков. Здесь скорость вращения плавно снижалась, упаковывая 60 минут на сторону. Теперь на диске умещалось два часа видео, что снизило цены. Позже Pioneer доработала CLV, внедрив режим CAA с резкими перепадами скорости. Это устранило помехи, но поддерживали его только топовые плееры.

      Диски стоили $30–50 (как два билета в кино), а проигрыватели — до $1 000. Даже двухчасовой фильм требовал переворачивать диск или менять его каждые 30-60 минут. Запись была невозможна — только воспроизведение. В СССР попытки локализовать формат в 1990-х провалились из-за отсутствия поликарбоната и инфраструктуры. LaserDisc оставался экзотикой, доступной лишь энтузиастам.

      Но те, кто приобщился, ценили преимущества: 440 ТВ-линий, стереозвук, уникальные издания. «Звездные войны» с комментариями Джорджа Лукаса, «Криминальное чтиво» с альтернативными сценами — каждый релиз становился событием. Последними стали «Сонная лощина» от Paramount (2000) и японский «Tokyo Raiders» (2001). Производство плееров завершилось в 2009 году — Pioneer выпустил прощальный LD-909. К 2000 году DVD окончательно вытеснил LaserDisc.


      Pioneer DVL-909.

      Парадокс потребительского выбора

      VHS vs LaserDisc — это классическая война «достаточно хорошо» против «идеально, но невыносимо». Голливудские студии, смекнувшие, что доходы от видеопроката (38% к 1985 году) превзошли кинотеатральные сборы, сделали ставку на формат, который можно было сунуть в рюкзак и продать в любом городке. LaserDisc же, как Betamax до него, проиграл не из-за технических изъянов, а из-за того, что стал арт-объектом в мире, жаждущем функционала.

      VHS-революция строилась на парадигме «дешево и сердито»: кассеты с магнитной лентой стоили втрое дешевле лазерных дисков, а плееры, несмотря на шумные головки и «вертикальные помехи», прощали пыль, вибрации и кривые руки. Это был формат для живого обмена — от пиратских копий «Супермена» до самодельных клипов на школьные утренники.

      В СССР, где лицензионный контент дрейфовал в зону абстракции, VHS стал инструментом культурной контрабанды. Подпольные киноклубы множили кассеты с переводами Михалева, а «видаки» собирали из контрабандных деталей.

      LaserDisc, напротив, играл в премиальной лиге. Это был формат для аудиофилов, а не для бабушек, снимающих внуков. Трехчасовой фильм требовал двух, а то и больше дисков, а проигрыватель ценой в $1 000 превращал домашний кинотеатр в роскошь. Даже в США, где инфраструктура позволяла, LaserDisc остался нишей — уделом фанатов кино, коллекционирующих диски как винил. В СССР его судьба была предрешена: попытки запустить производство на оборудовании Pioneer в 1990-х утонули в бюрократии и дефиците поликарбоната.


      Несмотря на техническое превосходство LaserDisc, формат VHS завоевал массовый рынок.​

      Технические различия

      VHS базировался на аналоговой магнитной записи. Магнитная лента шириной 1/2 дюйма (12,7 мм) с покрытием из оксида хрома или металлического порошка (поздние версии) двигалась со скоростью 3,335 см/с в режиме SP (Standard Play). Запись осуществлялась методом helical scan: две вращающиеся головки, расположенные под углом, наносили сигнал по диагонали на ленту. Это обеспечивало плотность записи до 1,5 Мбит/с для видео и 200-400 Кбит/с для аудио. Частотная модуляция (FM) использовалась для видеосигнала, а звук записывался в линейной дорожке (моно) или с глубинной модуляцией (Hi-Fi стерео). Разрешение не превышало 240-250 телевизионных линий (ТВЛ), а полоса пропускания ограничивалась 3 МГц, что приводило к потере детализации и артефактам — кросс-люму (наложение яркости) и кросс-хрому (искажение цвета).

      Лазерные диски (LaserDisc) использовали оптическую аналоговую запись. Информация хранилась в виде спиральной дорожки микроскопических углублений (питов) на алюминиевой подложке, покрытой прозрачным пластиком. Считывание выполнялось лазером с длиной волны 632,8 нм (гелий-неоновый), а отраженный свет интерпретировался как частотно-модулированный (FM) видеосигнал. Разрешение достигало 440 ТВЛ за счет полосы пропускания 5 МГц, что вдвое превосходило VHS. Звук мог быть аналоговым (с частотной модуляцией) или цифровым (PCM, 16 бит/44,1 кГц), но последний требовал отдельного декодера. Однако емкость одной стороны диска составляла всего 30-60 минут, а двусторонние диски требовали ручного переворота.

      Ключевые различия в производстве

      VHS: лента наматывалась на катушки внутри пластикового корпуса. Процесс включал нарезку, пропитку магнитным слоем и сборку.

      LaserDisc: изготовление начиналось с создания стеклянного мастер-диска, на котором лазерный рекордер формировал питы. Затем методом гальванопластики создавалась никелевая матрица для прессования поликарбонатных дисков.

      Физическая уязвимость

      VHS: лента деградировала после 200–300 циклов перемотки, теряя высокие частоты. Механизм видеомагнитофона требовал регулярной чистки головок от магнитной пыли.

      LaserDisc: покрытие из акрила защищало от пыли, но царапины глубиной более 0,1 мкм вызывали ошибки считывания. Лазерный блок плеера был чувствителен к перепадам температуры и вибрациям.

      Электронные ограничения

      VHS: использовал композитный видеоинтерфейс (CVBS), объединяющий яркость (Y) и цвет © в один сигнал. Это вызывало цветовые ореолы и помехи.

      LaserDisc: несмотря на раздельную передачу Y/C в некоторых моделях, аналоговый формат не устранял шумы FM-демодуляции. «Кометные хвосты» (продолжение движения ярких объектов) были частым артефактом.

      Культурное наследие и влияние VHS

      VHS-кассеты стали носителями семейных воспоминаний: на них записывались детские дни рождения, семейные праздники и другие важные события. А еще можно было запросто записать «Спокойной ночи, малыши!» поверх «Иронии судьбы», случайно стереть свадьбу брата эпизодом «Санта-Барбары» или создать микс из рекламы 90-х. Дети VHS росли в мире, где мультики внезапно переходили в боевики, просто потому что на кассете еще осталось свободное место. ​

      Сегодня оцифровка этих кассет позволяет сохранить воспоминания в цифровом формате, что делает их доступными для будущих поколений. Многие семьи хранят VHS-кассеты как реликвии прошлого, которые вызывают приятные воспоминания и ностальгию.

      Но формат VHS не только изменил способы потребления медиа, но и оказал глубокое влияние на формирование современных субкультур и музыкальных жанров. Эта технология стала основой для создания визуальной эстетики, которая живет и по сей день: жанр vaporwave, например, активно использует характерные для VHS образы и звуки 80-х и 90-х годов. В этом направлении заметна не только ностальгия по ушедшей эпохе, но и острая критика потребительской культуры, что в совокупности породило уникальный культурный феномен.

      А еще в последние годы интерес к VHS переживает свое возрождение. Специальные магазины и музеи, посвященные этому формату, предоставляют посетителям возможность окунуться в атмосферу видеопроката 80-х годов. Так, в Дербишире (Великобритания) был открыт музей, где можно не только увидеть коллекционные видеокассеты, но и почувствовать аутентичность эпохи.

      Во всем мире VHS также стал символом культурного обмена: видеопрокаты и магазины VHS создавали сообщества, где люди собирались, чтобы обсуждать фильмы и делиться рекомендациями. Это способствовало распространению культурных феноменов, таких как киноклубы и фильмы для домашнего просмотра.

      VHS в кино

      А теперь давайте вспомним, какие были отсылки в кино!

      В фильме «Звонок» 2002 года видеокассета выступает как важный сюжетный элемент, способный вызвать у зрителя чувство неминуемой угрозы. Здесь кассета — не просто технический носитель информации, а медиатор между реальным миром и потусторонней сферой. Ее образ символизирует необратимость действия: как только кассета запущена, зритель оказывается втянут в цикл проклятых событий.


      Кадр из фильма (The Ring, 2002).

      «Назад в будущее» демонстрирует, как технологии того времени становятся частью визуального языка эпохи. В самом начале Марти МакФлай с помощью портативной видеокамеры JVC GR-C1 записывает ключевой эксперимент с машиной времени. Эта камера записывала видео на компактные кассеты VHS-C, которые можно было воспроизводить с помощью адаптера на стандартных VHS-видеомагнитофонах.


      Кадр из фильма (Back to the Future, 1985).

      Ну и еще один фильм ужасов, где все внимание зациклено на кассете. Фильм «V/H/S» представлен как антология короткометражных фильмов ужасов, объединенных в единое произведение, где каждая часть якобы является материалом, найденным на заброшенной VHS-кассете. Уже в первые минуты картины создается характерная для найденных архивов эстетика: шумы, искажения и зернистость изображения формируют особое настроение, погружая зрителя в атмосферу забытых воспоминаний и мрачных тайн.


      Череп на обложке из кассет («V/H/S» 2012)

      Подводим итоги

      VHS и LaserDisc — это не просто форматы, а метафоры человеческого мышления. VHS, как «навязчивая идея», прорвался сквозь шум эпохи, потому что умел адаптироваться: его можно было сломать, склеить, перезаписать — он принимал хаос, как часть процесса. LaserDisc же, как «деструктивная мысль», требовал идеальных условий: чистоты, тишины, ритуалов. Но жизнь, как показывает, любит простые решения — даже если они шумные и немного тупые.

      К 2000-м VHS «умер», но его ДНК осталось в стримингах: мы до сих пор перематываем контент, как кассеты, а «залипание» в сериалы — та же погоня за кнопкой Play. LaserDisc переродился в Blu-ray и коллекционных изданиях, доказывая: технологии, как мысли, могут быть красивыми, но бесполезными, если не встроены в реальность.

      История технологий циклична: сегодняшний «цифровой минимализм» не исключает ностальгического возврата к аналоговой эстетике, пусть даже в гибридной форме. Если вы хотите глубже погрузиться в то, как старые форматы вдохновляют новые инновации, или узнать, почему магнитная лента до сих пор используется в дата-центрах, — напишите в комментариях. Решим вместе, стоит ли раскрывать «архивные» темы дальше.
Источник
Андрей 102
Стаж: 14 лет 4 мес.
Сообщений: 89
Ratio: 3.445
100%
Откуда: Солнечная Астрахань
ussr.gif
В целом интересно написано, но вот это: "За видеозалами приглядывали парткомы". Какие нафиг парткомы? Видеозалы, они же видеосалоны массово стали появляться на самом закате СССР, конец 80-х, начало 90-х. Парткомы если еще и дрыгались, то им уже не до видеозалов было. И крутили в видеосалонах абсолютно все, что попадалось, включая жесткое порно на вечерних сеансах (и да, часто детей пускали). А вот кто действительно приглядывал за видеосалонами, так это зарождающаяся братва, ака рэкет. Сам имел отношение в то время к видеосалонам, знаю, о чем пишу.
Infectant
 
Стаж: 11 лет 10 мес.
Сообщений: 480
Ratio: 529.404
Раздал: 6.637 TB
Поблагодарили: 5095
100%
Откуда: Невьянск
ussr.gif
У меня четыре видика, на данный момент. Занимаюсь оцифровкой видеокассет. Эти ощущения сложно передать, когда ты вставляешь VHS кассету в видеомагнитофон и включаешь какой-нибудь ужастик. С флешки или же онлайн просмотра фильмов сам процесс не такой залипательный, как с видеокассеты. В этом и заключается та ламповость, которая многим нравится.

_________________
brambrr
Uploader 100+
Стаж: 14 лет 3 мес.
Сообщений: 262
Ratio: 206.419
Раздал: 132.2 TB
Поблагодарили: 683
100%
ussr.gif
Тоже иногда друзьям-знакомым переписываю, в том числе и за деньги.
Главное удивление - очень быстро делаю, если нужна просто копия.
Под теликом стоит такой аппарат, он и делает сразу, без возни с пинаклем...

В последнее время чаще всего почему-то приносят mini-DV кассеты, реже VHS, уже померли все наверное. Камера JVC еще жива тоже, хотя использовать ее по прямому назначению сейчас уже нет смысла, только как видеоплеер...

Купил еще на "комтеке", не помню в каком году.
Первый аппарат с HDMI ! Samsung DVD-VR 325.

Последний, насколько я знаю VHS, лебединая песня корейцев, научились под закат эры делать, ни одну кассету не сжевал и не попортил!
Разбирал уже сколько раз для чистки, пишущий привод внутри - pioneer. Привереда по качеству болванок.
Очень жалею, что в свое время не набрал DVD-RAM дисков, сейчас уже их нет...

Не знаю, как тут вставлять картинки, еще не научился за столько лет :смущение:
Vista
Стаж: 13 лет 8 мес.
Сообщений: 91
Ratio: 90.207
Поблагодарили: 106
100%
Откуда: Тольятти
ussr.gif
Ещё на D-VHS 240 можно записать примерно 25 гигов инфы
papaon
Стаж: 1 год 2 мес.
Сообщений: 498
Ratio: 89.581
100%
dmitriy1975 писал(а): Перейти к сообщению
однако, тактильный момент очень важен

ну это уже мужской аспект. не думаю, что женщины именно по этому параметру помнят VHS
aleks7753
Стаж: 11 лет 4 мес.
Сообщений: 4
Ratio: 133.978
Раздал: 10.87 TB
6.57%
ussr.gif
Формат был не важен, главное какой контент появился на этих кассетах, такого советские граждане не видели никогда. Я служил срочку, когда в нашей в/ч, в актовом зале открыли первый видео салон, за 1 руб. вход, под портретом В. И. Ленина на маленьком экранчике я увидел первый фильм ужасов "Муха"1, до сих пор помню, как мутант блеванул кислотой на руку типу и она расплавилась, а потом ниндзя полтора часа дрались с самураями, еще по рублю и на тебе догнаться клипы Scorpions, нас штырило так, что мы аж дрыгались, дёргались, потом накурились химии чтобы остыть и чуть не заколдобились на х... Владимир Ильич если бы такое увидел точно бы перекрестился.
Himston1
Стаж: 13 лет 10 мес.
Сообщений: 70
Ratio: 51.718
100%
ГЛАВНОЕ (это ключевое слово) отличие, что видеокассет VHS, что звуковых компакт-кассет CC от ВСЕХ (ключевое слово) остальных носителей что видео-, что аудио- информации в том, что где ты ее остановил и извлек из носителя, там она и остановилась. Что через год, что через 10 лет. И не надо никаких цифровых "закладок", "маркеров", отметок... Все это "от лукавого". Только лента, остановленная в конкретный момент, в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ (ключевое слово) будет воспроизводиться именно с остановленного момента. Данный комментарий имеет смысл только для аналоговых записей. ИМХО.
P.S. За что я до сих пор и уважаю кассеты...
Genacross
Стаж: 17 лет 2 мес.
Сообщений: 35
Ratio: 1.214
Поблагодарили: 19
7.72%
russia.gif
Вот такие штуки и весели в салонах!
weter
Только чтение
Стаж: 16 лет
Сообщений: 2127
Ratio: 2.468
100%
Откуда: Ниоткуда
Infectant писал(а): Перейти к сообщению
Эти ощущения сложно передать, когда ты вставляешь VHS кассету в видеомагнитофон и включаешь какой-нибудь ужастик.

Секас)
andy040670
Uploader 100+
Стаж: 14 лет 10 мес.
Сообщений: 278
Ratio: 943.123
Раздал: 136.9 TB
100%
ussr.gif
Maximus писал(а): Перейти к сообщению
Вы помните свадебные видео, на которых лица гостей — это пиксельная абстракция

Какие пиксели на аналоговой видеозаписи? Вы сума сошли? Единственные баги VHS деформация плёнки/износ/люфт роликов самой кассеты когда не возможно синхронизировать скорость плёнки и вращение головки (плёнка на головке гуляет), чем и вызвано появление внизу кадра помех в виде размытой полосы (рассинрон кадров) искусственное удержание кадра, но там можно было подогнать вручную на пульте, перезапись такой кассеты само сабой переносит всё это д*ермо на другую кассету. Кому интересно, можете погуглить структуру записи видео сигнала на магнитную плёнку, найдёте для себя много интересного.
ALEKS00007
 
Стаж: 15 лет 7 мес.
Сообщений: 236
Ratio: 6.361
100%
russia.gif
А ещё были виниловые видеодиски, да да - пол фильма на одной стороне, а половина на другой, а размерами как обычный виниловый диск - CED назывался Capacitance Electronic Disc — технология записи аудио и видео на пластинку
gergor2

Online
Стаж: 6 лет 5 мес.
Сообщений: 162
Ratio: 6.597
6.59%
Я, наоборот, сначала в 1992 купил проигрыватель LD и несколько дисков по 50 баксов и наивно думал, что сейчас рынок LD c его улётным качеством развернётся, а VHS схлопнется, но так и не дождался и прикупил Hi-Fi видак Panasonic через пару лет.
Но скажу Вам, что Laser Disc до сих пор не превзойден по качеству звука. Никакие Hi-Resы, SACD, BLU RAY AUDIO не превзошли его, так как он записан на оптический Laser Disc в аналоговом формате.
Arti100
Стаж: 3 года
Сообщений: 462
Ratio: 7.329
0%
russia.gif
Как то однобоко тут все изложено . В таком же ключе можно рассказать про аудиокассеты(компакт -кассеты) против CD дисков .
Суть уловите лазер диск это огромный оптический диск ..в дальнейшем технологии CD ,DVD ,BR все это оптические диски разной плотности . СD совершили прорыв в игровой индустрии к примеру и не только . VHS по итогу проиграл CD .
Равносильно было когда то говорить ,вот HDD то побеждал SSD (для массового пользователя ),HDD был дешевле ,надежней и т.д ,а SSD более хрупкий был и не такой надежный и что мы видим сейчас ? SSD стал массовым , от HDD отказываются большинство(массовый рынок )

А вот если сравнить с перфокартами ? Там какие ДНК ?
Deniska_GGG
Стаж: 1 мес. 21 день
Сообщений: 90
Ratio: 2.982
23.88%
Если я умею изготовить кремневый топор и палку копалку, то мне сколько лет по такой логике ?
Lisa_Alisa
Стаж: 2 года 6 мес.
Сообщений: 1134
Ratio: 94.622
Поблагодарили: 27647
100%
ukraine.gif
Диски были малодоступны и очень дорогие, а вот VHSбыли массовые, на каждом углу прокат и продажа, а если надо то и чистые можно было купить и записывать хоть с ТВ, хоть с другого видака. Что население и делало, приходили в гости со своим магнитофоном или плеером к тому у кого есть Пишущий аппарат и копировали себе что-то... Иногда это было и +21, но это история для других детей...
----
имею пару тыщь дисков самописных, аппарат был (есть) тошиба пишущий с внешнего источника, на нем все писалось с ТВ.
И VHS пару сотен, в основном 240 минут и немного "псевдо-лицензии"... Все осталось, чисто раритет, выкинуть жалко...
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Торрент-трекер NNM-Club -> Поговорим -> Дискуссионный клуб Часовой пояс: GMT + 3
Страницы:   Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4